30 августа 2022
Сказкотерапия
в работе с дошкольниками
В соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе
дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться
на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Поэтому в работе с
дошкольникамииспользую методику социо-игровых подходов Букатова В.М., Ершовой
Е.П..И как одну из форм игр социальной направленности в своей практике
использую сказкотерапию. Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых
доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и
сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки –
истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается
ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к
жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает
скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих
силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Цель применения данной методики:формировать
у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с
использованием грамматически правильной связной речи, развить у детей навыки
полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя, взаимодействия между взрослыми и детьми, развить у
детей умения элементарного
самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий,
взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью,
создания условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов
открытого образовательного пространства.
Сказкотерапия помогает мне создать
особую психологическую атмосферу, в результате удается решить поставленные мной
задачи и добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей.
Данная методика затрагивает основные
сферы коммуникативного общения ребенка, в результате ребенок способен к
самоанализу, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, так же
развиваются коммуникативные способности, позитивное отношение к другим людям, умение
сопереживать- радоваться чужим радостям и огорчатся, если другим грустно.
Развивается умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и
невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.
Данная система работы помогает детям
легче адаптироваться в новых групповых объединениях, создает условия для
самовыражения каждого ребенка и объединение всех детей группы совместной
игровой деятельностью, способствует повышению у детей уверенности в своих
силах, проявлению сплоченности, учит детей сотрудничать, слушать и слышать,
обмениваться информацией.
Психика ребенка очень ранима и
требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать
самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются
с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в
одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в
таких случаях помогает сказкотерапия, она предоставляет ребенку возможность
проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему
наиболее удобным и восприимчивым для психики ребенка способом.
Сказкотерапия для дошкольников —
современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для
решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку
используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и
родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми
героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области
психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка не только помогает ребенку
взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со
стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что
самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка
стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое
призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка,
определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Почему именно
сказкотерапия?
Во-первых, сказки используют для преодоления детских
страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о
мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя
рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки
можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на
персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей
проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям
поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет,
разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко
демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он
видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии
является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и взрослыми.
В- четвертых, приемы сказкотерапии можно интегрировать во
все образовательные области по реализации основной образовательной программы
ДОУ. Это позволяет детям более успешно усвоить программный, который становится
интересней, благодаря сказкотерапии
Принцип применения сказкотерапии в
ДОУ: содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и
возможностям ребенка; применения наглядных материалов, использование
иллюстраций, картин, действия с помощью кукол, игрушек и др.; с возрастом
сюжеты более усложняются, дети становятся активными участниками, инициаторами.
В сказкотерапии для
детей применяются 3 основных вида сказок:
1) Художественные и
народные сказки: эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических
чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в
сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей
позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и
обучающие сказки, позволяющие ребенкунакапливать опыт об окружающих объектах и
явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по
отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением). Например, к
этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
3) Самостоятельно
сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях
ребенка, которые он не осознает, либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказкотерапия вдоу имеет
колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития,
воспитания и обучения, а такжекоррекцией психического состояния дошкольников.
Сказкотерапия пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие
нравственные ценности, любовь к чтению, учит правильному общению, развивает
эмоциональную сферу и речь.
Сказка — это один из первых видов
художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Любая сказка, даже
самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков,
глубокий смысл.
Примеры терапевтических
сказок в приложении 1.
Приложение 1
Терапевтическая сказка
про зайку, который никак не хотел ложиться спать в детском саду!
Терапевтический эффект
— привыкание ко сну в детском саду.
Сказкотерапия для детей
2-5 лет
Жил - был Зайка. Он был
послушным и добрым. Каждое утро Зайка ходил в детский, там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою
любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался домой, то всегда
рассказывал, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось
Зайке в детском саду, кроме одного — он не мог лечь в обед в саду спать:
плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал спрыгивать с кроватки
и пытался ускакать из садика домой. Но однажды его воспитательница — Зайчиха,
вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести обратно в группу. Она положила Зайку назад в
удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.
— Почему ты, Зайка, не
любишь спать в саду?
— Потому что это так
грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не
интересно!
— А ты не просто лежи,
а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! — Ласково сказала Зайчиха.
— Сны? Я не знаю, что
такое сны. Они мне никогда не снятся.
— Ложись удобнее, и я
научу тебя видеть сны … — сказала воспитательница.
Тогда воспитательница
Зайчиха посоветовала Зайке не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а
расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и
попробовать помечтать о чем-то приятном.
Зайка закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему
сказала Зайчиа. И произошло чудо — он заснул и увидел хороший сон. Ему
приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом они играли с ним в игру
«Догони меня» — и им было очень весело, потом танцевали с ним под радостную,
веселую музыку. А еще Зайке приснилась его воспитательница, в его сне она была
такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом
Зайка и другие зайчата вместе с воспитательницей Зайчихой отправились на
прогулку. Вот такой хороший сон увидел маленький Зайчонок.
Когда он проснулся — у
него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице свой увлекательный сон.
С тех пор Зайка с
нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.
Терапевтическая сказка
про Лапочка.
Терапевтический эффект
— позитивный настрой на посещение детского сада, адаптация ребенка к детскому
саду
Сказкотерапия для детей
2-5 лет
В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая
счастливая на свете, ведь у нее родилась маленькая зайка. Она назвала ее Лапочка.
Мама очень любила свою Лапочку, ни на минуту не отходила от нее, гуляла, играла
с ней, кормила ее вкусной капустой, яблочком, а когда она начинал плакать, мама
вместо пустышки давала ей сочную морковку, и Лапочка успокаивалась.
Прошло время, и Лапочка подросла. Мама решила отвести ее в
лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. Лапочка расплакалась,
ей было страшно и грустно без мамы, она не хотел там оставаться. И даже
морковка не могла успокоить ее. К Лапочке подошла воспитательница, Белочка. Она
была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла ее на
ручки и нежно прижала к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница
пожалела, успокоила зайку и познакомила ее с другими зверушками, которые ходили
в детский сад. Она познакомила ее с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой,
дружелюбным ежиком и другими зверушками.
Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду
появиласьЛапка. Они начали играть вместе в игры, гуляли на зеленой лужайке,
потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы
забрать ее домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее Лапочка не
плачет, а весело играет в саду! И всю дорогу домой рассказывала маме, с кем она
познакомилась в саду, и как интересно и весело ей было играть с новыми
друзьями. Мама гордилась своей доченькой и радовалась тому, что Лапочка поняла,
что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а
наоборот весело и интересно.
Терапевтическая сказка.
Терапевтический эффект
— осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.
Сказкотерапия для детей
2-5 лет
Жила в море маленькая
рыбка по имени Дори. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей
было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем дружить,
ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала — это плакала
и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.
В этом саду была
воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали —
воспитательница Золотая рыбка.
И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Дори:
— Я помогу тебе, я
волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском
саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим
хвостиком — и произошло чудо — рыбка Дори перестала плакать, она подружилась с
другими маленькими рыбками в группе, и они вместе играли, смеялись и резвились
в морском саду. Дори даже было странно — почему же она раньше не замечала,
какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно
проводить с ними время!
С тех пор Дори с
удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.
Терапевтическая сказка.
Сказкотерапия для детей
Проблема: — отучение от
соски
Жила-была соска.
Сначала она долго жила у маленького мальчика. Он ее очень любил. Они вместе
спали, играли и гуляли. Потом мальчик подрос и перестал брать соску на
прогулку. Но он все равно очень ее любил. Каждый раз, когда мальчик собирался
спать, он обязательно брал соску с собой.
Однажды соске приснился
сон. Далеко-далеко, в зеленом лесу в маленькой теплой норке жил крохотный
пушистый зайчонок. У него были длинные ушки и пушистый хвостик. И была у этого
зайчика беда: не было у него соски. Уж так он мучился по ночам, крутился с боку
на бок, но никак не мог заснуть. Заболел зайчик, кушать перестал. Только одно
могло его спасти – сосочка.
Проснулась соска утром
и решила: надо идти спасать зайчонка. Пошла она к мальчику и рассказала ему эту
историю.
— Ну, как, отпустишь ты
меня? Ты ведь уже совсем большой, ты и без меня можешь спать, а зайчонок еще
совсем маленький. Он не может. Заболел совсем. Лежит в норке. Мордочка у него
от слез вся мокрая. Надо ему помочь!
— Конечно, отпущу! –
закричал мальчик. – Я уже большой, не то, что этот зайчонок. Маленьким надо
помогать. А как ты туда доберешься?
— О, этот лес
очень-очень далеко. Сначала надо плыть по речке, потом долго идти по тропинке
до большого дуба, потом через березовую рощу, мимо огромного серого камня, до
елового леса. Там живет этот зайчик.
— А как же узнаю, что
ты добралась до зайчика?
— Я тебе письмо напишу
и с сорокой передам.
— Я ведь читать не
умею, — расстроился мальчик.
— Ну и что, не
переживай, тебе его мама прочитает, — успокоила его соска. – У меня к тебе
просьба. Видишь, там на полке сидит медвежонок. Ему очень страшно и холодно по
ночам одному. Возьми его к себе спать: и тебе не скучно будет, и ему не
страшно.
— Конечно, —
обрадовался мальчик. — Обязательно возьму.
Как решили, так и
сделали. Теперь соска живет в лесу у зайчонка, а мальчик спит с медвежонком.
Они подружились и теперь вместе смотрят сны.
Сказка
про грустный горшочек — сказкотерапия для детей
Жила-была маленькая
девочка. Она была хорошей девочкой, весёлой. Вот только не умела ходить в туалет, как мама и папа. Тогда
бабушка, которая её очень любила, подарила ей горшочек. Хорошенький! Розовый с
цветочками.
— Вот, теперь у тебя есть горшочек, будешь учиться
ходить в туалет, как мама и папа, — сказала бабушка.
Только совсем не хотела
учиться и продолжала писать в штанишки,
а про горшочек совсем забыла. Но, как-то раз, когда девочка строила башню из
кубиков, она услышала, что кто-то плачет. Кто мог плакать в их доме кроме нее
самой? Тогда решила она поискать, откуда же раздавался этот плач. Везде
посмотрела. В зале, на кухне, в шкафу и под кроватью. Никого не нашла. Тут
девочка догадалась посмотреть ещё и в туалете. Она открыла дверь и увидела…,
что это плакал её горшочек. Тот самый, про который она совсем забыла.
— Ты почему плачешь? –
спросила девочка.
— Так как же мне не
плакать, — ответил горшочек, — совсем ты меня позабыла-позабросила. Стою я тут один, никому не нужный.
Совсем-совсем. Лучше уж отдай меня другой девочке!
Жалко стало девочке
горшочек, ведь была она девочка добрая. Но отдавать горшочек другой девочке ей
тоже не хотелось, ведь это – её горшочек, который ей любимая бабушка подарила.
Поэтому решила девочка сделать приятное горшочку и начала писать в него. Совсем
как мама и папа, не в штанишки. Горшочек сразу стал радостный, заулыбался. Так
ему было приятно, что он нужен девочке. А девочке и самой понравилось ходить на
горшочек. Оказалось, что совсем неприятно ходить с мокрыми штанишками. С тех
пор девочка с горшочком дружат.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
СКАЗКА
Для мальчика, который
не хочет ложиться спать.
Мальчик Солнышко
Жил-был мальчик,
которого звали Солнышко. Это был необычный мальчик. Он жил высоко на небе и был
таким светлым, что освещал все вокруг. Греясь под его теплыми лучами, птички
пели песенки, а деревья радостно шелестели своим зелеными листочками.
Дети так любили
Солнышко, что, когда он выглядывал из-за тучки, начинали прыгать и весело
кричать: «Солнышко! Солнышко выглянул!». Солнышко очень любил играть с детьми
на полянке. Он пускал к ним «солнечных зайчиков», дети радостно ловили их и
отпускали зайчиков, обратно.
У Солнышка был друг —
Петушок. Он будил мальчика по утрам, купал по вечерам и читал на ночь сказки.
Днем мальчик был очень занят, он играл с тучками в догонялки, собирал из
облачков веселый паровозик, качался на качельке и просто бегал.
Одно было плохо.
Солнышко, очень не любил ложиться по вечерам спать. Как только Петушок говорил
ему, что пора ложиться в кроватку, у мальчика тут же находилось тысячи дел. Надо
было срочно посмотреть мультик! Потом переставить все игрушки! Снова покушать,
а покушав опять почистить зубки.
Однажды, лежа в своей
кроватке, Солнышко сказал Петушку:
— Я не буду спать.
— Хорошо, — сказал
Петушок — Если не хочешь спать, ты можешь просто полежать — отдохнуть.
— Не хочу лежать —
сказал мальчик.
— Что же ты будешь
делать? — спросил Петушок.
— Я буду играть! —
весело ответил Солнышко.
— Но ты очень устанешь.
— Не устану! —
упрямился мальчик.
— Хорошо, ты можешь
поиграть — грустно вздохнул Петушок.
Тут же с кроватки
полетело одеяло, и Солнышко побежал к качельке.
Вверх!
Как радостно и весело!
Вниз!
Наконец, можно играть
сколько хочешь!
Вверх!
Не надо больше спать!
Солнышко бегал, прыгал
и веселился. Все вокруг, казалось, радуется вместе с ним.
Ах, столько дел он
переделал!
Составил из игрушек
большую башенку. Собрал все свои молниеносные машинки и устроил гонки. Почитал
книжку. Нарисовал веселую картинку про Петушка и пустил «солнечных зайчиков»
детям... но их никто не стал ловить.
Никого не было. Детки
спали. Петушок давно уже лег спать. Даже тучки куда-то разбежались.
Солнышко загрустил.
Теперь играть стало не так интересно. Он решил покатать паровозик из облачков,
но тот никак не хотел ехать. Он начал строить башенку из кубиков, но кубики
постоянно падали. Это очень расстраивало Солнышко. Он играл, играл и не
заметил, как заснул.
Утром дети проснулись.
Погода стояла пасмурная и холодная. Солнышко нигде не было видно.
Петушок проснулся и
сразу полетел будить Солнышко. Но мальчику совсем не хотелось вставать.
Настроение у него было совсем плохое. Он с трудом открыл глазки и увидел, что
вокруг темно.
— Что случилось? —
Спросил Солнышко.
— Ты очень устал,
поэтому твой свет почти пропал, и стало холодно — ответил Петушок.
Солнышко вскочил и побежал
на полянку.
Дети сидели дома и
тосковали. Мальчик очень хотел помочь им развеселиться, но у него совсем не
было сил, и «солнечные зайчики» никак не могли пробиться сквозь черные тучи.
Птички спрятались от
холода. Солнышко пытался согреть их, но у него никак не получалось сделать,
почти исчезнувшие свои лучики, теплей и ярче. Деревья грустно качались под
холодным ветром. Даже игрушки потеряли свои яркие цвета.
Солнышко метался
испуганно по небу и не знал, что ему теперь делать. Все вокруг стало серым. Унылым.
Тоска и отчаянье охватили сердце. Все страдали от холода и тоски. Мальчик
совсем отчаялся и заплакал.
Петушок утешал
Солнышко, но мальчик еще долго плакал.
— Я обязательно их
спасу, — немного успокоившись, решил Солнышко.
Когда наступил вечер,
мальчик покупался, почистил зубки и сразу лег в кроватку.
Как было приятно лежать
на мягкой подушечке и слушать сказку Петушка! Солнышко плотней укутался в
теплое одеяльце и, улыбнувшись, заснул.
Утром мальчик проснулся
и огляделся вокруг. Вокруг было светло и тепло. Игрушки вновь обрели свои яркие
цвета. Солнышко вскочил с кроватки и побежал на полянку. Птички пели, а деревья
шелестели зелеными листочками. Дети, звонко смеясь, кричали «Солнышко!
Солнышко!». Мальчик улыбнулся и пустил «солнечных зайчиков».
С тех пор, Солнышко
всегда ложился вечером спать, ведь так важно проснуться отдохнувшим и в хорошем
настроении.
Сказки
взяты из сети интернет.