МБДОУ
"Дубровский детский сад №7 "Тополёк"
Доклад
по теме
«Организация
самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО»
(методобьединение, 31
августа 2022 год)
Воспитатель: Лапченкова И. В.
х.Дубровский, 2022 год.
В ФГОС ДО самостоятельная деятельность
детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не
менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать
себе род занятий является
первостепенным. Необходимость
формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в
людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо
человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе
развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы,
находить новые решения.
Стандарт гласит, что одним из условий
социального развития детей является :
·
поддержка
индивидуальности и инициативы детей через:
создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание
условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
Развитие
самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно,
эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно,
регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую
ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу
дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает
определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело
до конца.
Что же такое в общем «самостоятельность»?
1.
Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе
своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции
(управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество,
высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач
деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель
деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить
результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению
инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность не означает полной
свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе
норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также
существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то что взял – клади на
место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно
одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.)
А.А. Люблинская утверждает, что
самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства
на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального
воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития
самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно –
исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд),
трудовой, музыкальной. Таким образом, данные виды деятельности могут и должны
стать самостоятельными.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных
моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная
деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная
воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач,
связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей,
помощь другим в быту и др.).
Какое место в режиме
дня занимает самостоятельная деятельность? ( в утреннее время, между ООД и
занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).
Как вы думаете, что
должно учитываться при организации самостоятельной деятельности детей?
- Верно: возрастные
особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое)
планирование, предметно-развивающая среда группы.
Так как ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение
предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая
предметно-пространственная среда? Развивающая
предметно-пространственная среда-это
совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее
развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического
здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность
всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.(слайд
)
Какой должна быть
предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО?
-Траснформируемой, содержательно-насыщенной,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие
в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский,
творческий, двигательный и т.д.)
Трнасформируемость среды предполагает возможность ее
изменения в зависимости от интересов и желания детей.
Полифункциональность среды предполагает возможность
разннобразного использования предметов, атрибутов, природного материала.
Вариативность среды предполагает наличие различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и др)., обеспечивающих
свободный выбор детей; сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих активность детей.
Доступность и безопасность - известные понятия для
характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
должна:
·
иметь привлекательный
вид;
·
выступать в роли
естественного фона жизни ребенка;
·
снимать утомляемость;
·
положительно влиять на
эмоциональное состояние;
·
помогать ребенку
индивидуально познавать окружающий мир;
·
давать возможность
ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.( слайд )
Пространство группы
следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»,
«площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все
предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей
детей.
Оснащение уголков
должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного
процесса.
В качестве центров развития могут выступать центры для:
·
для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
·
для познавательной активности;
·
для самостоятельной деятельности детей;
·
для двигательной активности;
·
для настольно-печатных и развивающих игр;
·
для экспериментирования и наблюдением за природными
явлениями;
·
для отдыха (уединения, общения и пр.) (слайды)
Свободная деятельность детей
в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться
в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
·
Центры могут
быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и
возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем,
1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого
количества детей.
·
Мебель и
оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и
безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого,
пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других
детей).
·
«тихие» и
«шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень
шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие
возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха
ребенку;
·
материалы,
которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во
все центры;
·
материалы,
которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность
представлены в достаточном количестве;
·
центры допускают
как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие
группы;
·
центры
предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых,
так и для проведения некоторых видов занятий;
·
для чтения,
прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки,
обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
·
в помещении
достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за
ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах
группы);
·
помещение группы
организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что
происходит в большинстве центров;
·
все материалы, а
так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
·
у каждого
ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного
возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду,
которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна
соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна
способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность
действий, учить общению, яркому выражению своих чувств .
Среда должна предоставлять детям возможность действовать
индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных
ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому
или иному ребенку войти в группу сверстников.
Игра в детском саду должна организовываться,
во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как
играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры . Естественное эмоциональное поведение
воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и
непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у
детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться
как свободная самостоятельная деятельность
детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно
объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере
независимый от взрослых мир детства
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка
занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная , изобразительная и т.д.) Так же как и
в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать
самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или
неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня,
т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения
образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при
организации самостоятельной деятельности
детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это
такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия
воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при
этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои
усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических
действий.